Описание
Гонарх выглядит как гигантское существо с гладким тёмно-коричневым панцирем, поддерживаемым четырьмя мощными паукообразными лапами и крупным свисающим вниз кожаным студенистым мешком в форме яйца. Мало что известно о том, как и когда происходит метаморфоз хедкраба в гонарха из-за того, что редкому паразиту удаётся дожить до этой стадии. Гордон Фримен прибывает в логово существа и побеждает его вскоре после своего прибытия в Зен.Поведение и навыки
Гонарх, находящийся под надёжной защитой твёрдого внешнего панциря, который делает его похожим на краба, практически неуязвим к урону. Гигантский мешок, свисающий под тораксом, является единственным местом, уязвимым для оружия игрока. На расстоянии существо запускает в противника белые сгустки вредоносной химической жидкости из верхней части своего панциря в артеллирийской манере. Порождаемые гонархом личинки обладают иммунитетом к его кислоте. Вблизи он атакует врагов лапами, нанося колоссальный урон.Замечая в поле зрения противника, гонарх начинает стремительно выпускать из-под брюшка личинок хедкраба в огромном количестве по два за раз. Сами по себе эти личинки не представляют серьёзной опасности, однако они быстро перемещаются и способны нападать многочисленными группами, отвлекая от своей матери. Одновременно могут существовать до двадцати живых личинок. Во время боя гонарх издаёт громкие похожие на слоновьи завывания. В случае смерти личинки гонарх испускает низкие печальные стоны. После смерти мешок гонарха разрывается, уничтожая труп существа, оставляя в земле яму, ведущую к порталу, и выпуская на волю последний выводок хедкрабов.
Несмотря на крупные габариты, гонарх способен с лёгкостью передвигаться по тонкой паутине, растянутой над ямой в своём логове, в то время как Гордон и личинки проваливаются вниз. Деревья, растущие в логове гонарха, специально избегают атаковать монстра, однако они спокойно бьют обычных хедкрабов, которые оказываются поблизости.
За кулисами
Директор Valve Гейб Ньюэлл рассказал, что концепция гонарха зародилась во время сессии мозгового штурма, когда кто-то в компании предложил идею: «Почему не присоединить гигантское яйцо к 20-футовому бронированному пауку?» С самого начала существу были заданы мощный художественный образ и чёткие цели, но создание ИИ оказалось тяжёлой задачей из-за огромного размера существа и его поведения, сильно отличавгося от обычных монстров в игре.По словам Теда Бэкмана, дизайн гонарха был в то время центром разногласий в офисе Valve из-за того, что некоторые считали его слишком неприятным. Однако, поддержка со стороны Гейба Ньюэлла повлияла на включение гонарха в релизный продукт. Внешний вид существа практически не изменился с раннего концепт-арта. Прозвище гонарха «Большая мамочка» (англ. «Big Momma» или «Big Mama»), данное Valve, появляется в самых ранних превью игры. Это название используется в файлах игры, модель и сущность названы big_mom.mdl и monster_bigmomma соответственно. Финальное наименование «гонарх» образовано от слияния слов «гонада» (англ. gonad) и «монарх» (англ. monarch). Свисающий мешок однажды получил от Ньюэлла юмористическое прозвище «The Package» (здесь имеется в виду эвфемизм мужского полового органа).
Названия карт предполагают, что встреча с гонархом изначально планировалась для более позднего хронологического момента, но до сражения с Нихилантом. Открывающая глава «Зен» разворачивается на карте c4a1. Название карт следующего за ней «Логова гонарха» начинается с c4a2. Однако, карты «Нарушителя» начинаются с c4a1a, то есть их нумерация следует сразу за первой главой пограничного мира. Сражение с боссом проходит через три стадии, использующие специальные ноды info_bigmomma для навигации существа по аренам; урон возможно нанести только в фазах между перемещениями по нодам. Добравшись до точки назначения, гонарх начинает атаковать игрока, пока не получит достаточно урона, чтобы перейти к следующему ноду.
Некоторые анимации гонарха остались неиспользуемыми. Неиспользуемая анимация defend использует в качестве «заглушки» дубликат angry1 и предназначена для деятельности ИИ ACT_GUARD, означая, что она могла бы использоваться защиты детёнышей. Анимации fall1 и fall2, в которых существо дважды спрыгивает в пещеры, также остались без использования, вместо них используется обычная jump; они также заменены «временной» angry1. Так как гонарх заскриптован для проигрыша анимации falldeath в случае смерти, обычная анимация смерти death не используется в обычной игре.
На ранних стадиях разработки Half-Life 2 гонарх должен был вернуться в форме кокона Большой Мамочки, устройства Альянса, использующего ампутированный мешок гонарха для заполнения Рейвенхольма хедкрабами. Устройство было вырезано из игры, и более никаких упоминаний о гонархе в сиквеле не было.