Run. Think. Shoot. Live. — теглайн Half-Life
Half-Life — шутер от первого лица в жанре научной фантастики, разработанный и выпущенный Valve. События игры показываются с точки зрения учёного Гордона Фримена. Разработанная для Microsoft Windows, игра работает на сильно модифицированном движке Quake, называющемся GoldSrc.
Сюжет
Действие игры происходит в недрах горы, расположенной в американском штате Нью-Мексико. Именно там, по сюжету, находится федеральный исследовательский центр гигантских размеров, ставший местом проведения сверхсекретных исследований. Действующий персонаж игры — молодой талантливый научный сотрудник Гордон Фримен, работающий в лаборатории аномальных материалов. Обладая средним уровнем допуска, учёный не подозревает о том, какие опасности таит в себе предстоящая работа. Однажды утром Гордона направляют в тестовую камеру для проведения стандартного анализа кристалла. Последствия эксперимента, однако, оказываются катастрофическими.Лаборатория «Лямбда» — часть «Чёрной Мезы» — проводила исследования в области телепортации. Они нашли способ открыть портал в пограничный мир, где обнаружили не только новые формы жизни, но и весьма странные кристаллы, представляющие научный интерес. Учёные посылали в Зен исследовательские отряды за этими кристаллами (позже в Зене игрок обнаруживает трупы членов отрядов, около которых лежит боевой арсенал), которые с боями отбивали их у коренных обитателей. Именно поэтому сотрудники «Чёрной Мезы», которые по штату должны носить защитные костюмы H.E.V., проходят тренировки по использованию оружия. Однажды в руки исследователей попал самый чистый и нестабильный кусок кристалла. Кристалл был передан в Лабораторию аномальных материалов, где работал Фримен, для дальнейших исследований. Но в процессе анализа вышел из строя один из суперкомпьютеров, что привело к неправильной обработке кристалла и спровоцировало его нестабильность. Но вышестоящее руководство решило не прерывать эксперимент. Позже, можно услышать, как один из учёных, стоящих рядом с этим суперкомпьютером, говорил другому: «Почему они не послушали?! Мы же пытались предупредить их…». Кристалл, как часть чужого мира, стал «мостом» между двумя мирами.
В процессе проведения эксперимента земное пространство и пространство параллельного мира начали перекрещиваться между собой, что демонстрируется игроку тем, что Фримена «швыряет» то в пограничный мир, то обратно на Землю. Сразу после катастрофы через пробитый пространственный барьер в исследовательский центр попадают существа другой цивилизации из параллельного измерения, называемого Зен (англ. Xen). Начинается паника. Пришельцы из параллельного мира ведут себя крайне враждебно по отношению к учёным из Чёрной Мезы, практически весь персонал истреблен. Резонанс кристалла спровоцировал сильный локальный толчок, который вызвал разрушения некоторых конструкций центра и вывел из строя технику и электронику лаборатории. Вышедший из-под контроля эксперимент пытаются остановить военные. Для локализации и устранения угрозы в Чёрную Мезу направляются специальные военные подразделения, которые параллельно зачищают территорию комплекса и от пришельцев, и от выживших свидетелей. Гордон, оказавшись облачённым в защитный костюм, пытается спастись и выбраться из исследовательского комплекса. Добравшись до комплекса «Лямбда», он хочет с помощью учёных попытаться разобраться в ситуации. Казалось бы, все должно было закончиться разрушением кристалла и пространственный разлом исчезнет, но нет: учёные из «Лямбды» утверждают, что что-то не дает разлому закрыться, он поддерживается каким-то сильным существом из Зена, и предлагают Фримену переместиться в Зен, где и найти этот источник, поддерживающий разлом.
Персонажи
- Гордон Фримен
- G-Man
- Нихилант
- Илай Вэнс (Реткон)
- Джина Кросс (Голографический ассистент)
- Барни Калхун (Камео) (Реткон)
- Уоллес Брин (Только упоминание)
- Арне Магнуссон (Реткон)
- Учёные Чёрной Мезы
- Охранники Чёрной Мезы
Враги
- Пришельцы с Зена
- Контроллер
- Пехотинец пришельцев
- Раб пришельцев (позже известный как Вортигонт)
- Барнакл
- Буллсквид
- Гаргантюа
- Гонарх
- Хедкраб
- Зомби
- Хаундай
- Ихтиозавр
- Пиявка
- Нихилант
- Тентакл
- Спецподразделение HECU
- Солдаты HECU
- Снайпер HECU
- Техника HECU
- Автоматическая турель
- Чёрные оперативницы
Оружие
- Монтировка
- 9-мм пистолет
- Револьвер .357 Magnum
- Пистолет-пулемёт
- Дробовик
- Арбалет
- РПГ
- Тау-пушка
- Глюонная пушка
- Рукоулей
- Граната
- Радиоуправляемая мина
- Лазерная мина
- Снарк
Разработка
Half-Life была первым продуктом Valve Software, базирующейся в Керкланде, Вашингтон, компании, основанной в 1996 году бывшими сотрудниками Microsoft Майком Харрингтоном и Гейбом Ньюэллом. Они остановились на концепции хоррор-ориентированного 3D-экшна и лицензировали движок Quake от id Software. Впоследствии Valve серьёзно модифицировали движок, в частности, добавив скелетную анимацию и поддержку Direct3D; позже было заявлено, что 70% кода движка было переписано. Поначалу у Valve были сложности с нахождением издателя, многие считали их проект «чересчур амбициозным» для студии, основанной новичками в игровой индустрии. Однако, Sierra On-Line заинтересовало создание 3D-экшна, в особенности, сделанного на движке Quake, поэтому они подписали сделку на одну игру.Первоначальное кодовое название Half-Life — Quiver, оно взято у военной базы проекта «Стрела» из повести Стивена Кинга «Туман», послужившей источником вдохновения для игры на ранних этапах. Также предлагались другие названия игры, среди которых были Triphammer и Belly of the Beast. Названием Belly of the Beast был озаглавлен диздок, датируемый январём 1997 года. Кроме того, популярными среди разработчиков были названия — Dirt, Lead, Screwed и другие. Гейб Ньюэлл в интервью объяснил, что название Half-Life было выбрано, потому что оно отражало тематику, не было клишированным и имело соответствующий визуальный символ: греческую букву «лямбда», обозначающую постоянную распада в уравнении периода полураспада.
Первый публичный показ Half-Life состоялся в начале 1997, на Electronic Entertainment Expo; разработчики продемонстрировали систему анимации и искусственный интеллект. Valve Software наняла писателя научной фантастики Марка Лэйдлоу в августе 1997 года для работы над персонажами игры, её сюжетом и дизайном уровней. Half-Life по изначальным планам должна была выйти в 1997 году, чтобы конкурировать с Quake II, но срок выхода был отложен, когда Valve решила, что игра нуждается в значительной переработке.
В статье «Making of...» (номер 105) 2001 года в журнале Edge Ньюэлл рассказал про сложности с дизайном уровней, которые команда испытывала поначалу. В отчаянии был собран один уровень, который содержал каждое оружие, противников, заскриптованные сцены и особенности дизайна, которые только придумали на тот момент разработчики. Этот уровень вдохновил создателей продолжить работу. В результате студия полностью переработала искусственный интеллект и уровни за год до релиза. На выставке E3 1998 она получила награды от критиков как «Лучшая игра на ПК» и «Лучший экшн». В 1998 году дата выхода откладывалась несколько раз, пока наконец игра не вышла в ноябре.
17 ноября 2023 года, к 25-летию выхода Half-Life, Valve выпустила крупное обновление для игры. Помимо множественных исправлений, в игру были добавлены четыре новые карты для мультиплеера, два игровых персонажа из альфа-версии (Айван и ранний охранник), а также три карты, две игровых модели и спрайты для граффити из сборника Half-Life: Further Data. В этот же день на официальном канале Valve был выпущен документальный фильм о разработке Half-Life.
Отзывы
Когда в 1997 года на Electronic Entertainment Expo игра была впервые показана широкой публике, она приобрела широкую известность.На релизе критики хвалили общую подачу сюжета и множество заскриптованных сцен. Игра получила более 50 наград «Игра года». Геймплей игры оказал влияние на шутеры от первого лица на годы спустя. Игра стала считаться одной из величайших в истории. По состоянию на 16 ноября 2004 года было продано восемь миллионов копий игры, а к декабрю 2008 году было продано уже 9,3 миллиона копий. На 14 июля 2006 года франшиза Half-Life продалась более 20 миллионами единиц. Согласно GameSpy, Half-Life — игра, в которую поиграло наибольшее количество игроков онлайн на ПК, исключая MMORPGs, на сентябрь 2008 года, даже больше, чем Half-Life 2. В честь десятилетия игры 19 ноября 2008 года Valve снизила цену Half-Life с $9.99 USD до $0.98 на три дня.
Half-Life получила хорошие оценки от большинства критиков, что подтверждает совокупный балл 96 из 100 на агрегаторе отзывов Metacritic. Джефф Грин в Computer Gaming World писал, что игра «не просто одна из лучших игр года. Это одна из лучших игр за все годы, классика, в тысячу раз лучшая любого непосредственного конкурента, а также — говоря об одиночном режиме — лучший шутер со времён Doom». IGN описал её как «демонстрация мастерства в игровом дизайне, определяющая однопользовательская игра среди шутеров от первого лица». IGN также включил Half-Life в десятку игр, оказавших наибольшее влияние на развитие видеоигр. GameSpot утверждал после выхода игры, что она была ближе всех к совершению революционного прорыва в жанре, чем какие-либо другие до неё, а в 2007 году Half-Life была включена в список величайших игр всех времён по версии GameSpot. В 2004 году GameSpy провёл опрос читателей сайта для определения величайшей игры всех времён; Half-Life уверенно победила и здесь, обойдя в финале Super Mario Bros. 3.
Захватывающее погружение в игру и интерактивное окружение были названы несколькими рецензентами революционными. Allgame писал: «Не каждый день вы столкнётесь с игрой, которая совершает революцию в жанре, а Half-Life делает именно это». Hot Games, комментируя реализм и игровое окружение, писал: «всё это поднимает игровые впечатления на совершенно захватывающий уровень, остальные игры теперь выглядят по сравнению с ней довольно низкокачественными». В обзоре на сайте Absolute Games рецензент заключил, что Half-Life стал представителем следующего этапа развития 3D-шутеров, а после его выхода разрабатывать бессюжетные шутеры станет «некрасиво и невыгодно».
Кроме многочисленных похвал, некоторые стороны игры получили негативные отзывы отдельных критиков. Особенно это касается заключительной части игры с отправкой игрока в Зен: например, в рецензии на Just RPG пишется, что это «похоже просто на попытку затянуть игру ещё примерно на час и излишне отдаляет сюжет от реальности». Нелюбовь некоторых игроков и критиков к Зену можно объяснить тем, что резкая смена обстановки лишает игрока части предыдущего опыта решения головоломок, заставляет под конец игры изучать новые приёмы (например, длинные прыжки с использованием специального модуля).
Мультиплеер
Игра вышла с бесплатным для всех режимом deathmatch. То же самое произошло и с Opposing Force и её режимом Capture The Flag. Мультиплеер тепло приняли фанаты, и для него было разработано множество сторонних карт и модификаций. В отличие от кампании, мультиплеер обладал более высоким темпом.Портирования
Версия для Dreamcast
Для работы над портом для Sega Dreamcast Valve и Sierra наняли Gearbox Software. На ECTS в 2000 году игра была показана для широкой публики во вполне играбельном варианте, разработчики Рэнди Питчфорд и Брайан Мартел появились на выставке для раздачи интервью и представления игры. Тем не менее, игра не была выпущена. Через год Sierra On-Line покажет порт для PlayStation 2 на Е3 2001.Несмотря на то что официально данный порт не выходил, Dreamcast-версия всё же просочилась в Интернет; она поставлялась вместе с полными версиями Half-Life и Blue Shift, обе с ранней версией High Definition Pack (HD-пакет, вышедший позже и улучшающий графику игр серии HL). Порт представлял собой довольно недоработанный продукт c невысокой частотой кадров (FPS) и длинными частыми загрузками (около двадцати секунд каждая). Самое серьёзное — проблемы с сохранениями (по недосмотру разработчиков игра корректно сохраняется только на оригинальных картах памяти — с экраном (VMU), на прочих же чаще всего выводилась надпись «игра не записана»). Также игра при долгом прохождении иногда зависает с ошибкой.
Консоль поддерживала периферийные устройства: мышь и клавиатуру. Но если игроком использовался геймпад, игра включала авто-прицеливание: если враг оказывался рядом с прицелом игрока, прицел автоматически наводился и следил за врагом, облегчая стрельбу. Игра не имела сетевого режима и ограничения насилия (игроки не могли выключить кровавые ошмётки). Также имелась интересная возможность использовать пароли; из трёх слов пользователь должен был составлять различные фразы, например, «Отис Любит Dreamcast» (Otis Loves Dreamcast) — режим неуязвимости, «Страх и Гравитация» (Fear and Gravity) — перейти в Зен, или «Барни Идёт на Работу» (Barney Goes To Work) — пропустить вступление в Blue Shift и начать игру.
Версия для PlayStation 2
В 2001 году Half-Life была портирована на PlayStation 2 усилиями студии Gearbox Software. Эта версия игры имела значительно улучшенные модели персонажей и оружия, дополненные и расширенные уровни. Также версия для PS2 имела возможность игры вдвоём и позже получила кооперативное дополнение, называемое Half-Life: Decay, которое позволяло игрокам играть за двух женщин-учёных, доктора Кросс и доктора Грин.Версия для Macintosh
Хотя игра была более или менее готова к портированию на Macintosh, портирование было пересмотрено из-за несовместимости с многопользовательским режимом PC-версии. Также возможно, что гибели проекта способствовала озабоченность нагрузкой, связанной с предоставлением технической поддержки более чем на одной платформе одновременно.Source
Для удобства создания модов Valve перенесла Half-Life (новое название Half-Life: Source) и Counter-Strike на свой новый движок Source. Half-Life: Source является непосредственным портом игры на новый движок без нового контента, High Definition Pack и серьёзных изменений. Однако, для создания более реалистичной воды были внедрены отражение и преломление света, созданные с использованием шейдеров, а также был использован реалистичный физический движок Half-Life 2. Также был использован ряд других функций из Half-Life 2: динамическое освещение, увеличенная дальность прорисовки, динамические тени. Также в игре используются рендеринг и полигональный 3D-скайбокс вместо 16-битного растрового неба. Также был переработан арбалет, который теперь при достаточной близости к противнику прошивает врага насквозь (и стрела застревает в стене), и Colt Python, который увеличили до размеров версии из сетевой игры.Half-Life: Source доступен в специальных изданиях Half-Life 2 и в Steam. Однако, этот порт критикуется за то, что он не показывает полностью качества движка Source из Half-Life 2: это, главным образом, следствие того, что были использованы текстуры и модели из оригинальной игры, а не созданы новые. В связи с этим 14 сентября 2012 года силами фанатов был выпущен ремейк Half-Life под названием Black Mesa.
10 июня 2005 года Valve через новый сервис Steam объявила о перенесении на движок Source многопользовательского режима оригинальной игры. Порт, получивший название Half-Life Deathmatch: Source, был выпущен 1 мая 2006 года.
Мобильная версия
В 2015 году Half-Life была неофициально портирована на Android усилиями команды SDLash3D (ныне известна как Flying With Gauss), для чего был использован совместимый с GoldSrc движок Xash3D. Управление в этом порте адаптировано для сенсорных экранов, присутствует совместимость с некоторыми дополнениями и модификациями, в частности, с Half-Life: Blue Shift и Counter-Strike.Дополнения
Gearbox Software были разработаны и выпущены два дополнения для ПК-версии Half-Life: Half-Life: Opposing Force (1999) и Half-Life: Blue Shift (2001). Opposing Force возвращает игрока в Чёрную Мезу, но на этот раз в роли американского морпеха Адриана Шепарда, посланного в комплекс для скрытия инцидента. Игра предоставляет несколько новых видов оружия (например, пулемёт M249 SAW и барнакл), дружественных и враждебных NPC (охранник Отис, пришельцы Расы X) и локаций Чёрной Мезы. Дополнение короче оригинала, имея двенадцать глав против девятнадцати у оригинала.Blue Shift даёт возможность поиграть уже за охранника Чёрной Мезы Барни Калхуна. Изначально разрабатывавшаяся как бонусная миссия для отменённой Dreamcast-версии, позже Blue Shift была выпущена в качестве самостоятельной игры вместе с High Definition Pack, обновившим внешний вид как самой Blue Shift, так и Half-Life и Opposing Force. В частности, было увеличено количество полигонов моделей и качество текстур, а также были внесены изменения в звуки игры, особенно оружия. Blue Shift привнесла в серию сравнительно мало контента по сравнению с Opposing Force: помимо нескольких новых моделей (в частности, доктора Розенберга) и локаций, всё содержимое было взято из оригинальной Half-Life.
Half-Life: Decay, также разработанная Gearbox и вышедшая как эксклюзивное дополнение к версии для PlayStation 2, предполагает совместную игру двух игроков, которые вместе сражаются против враждебных пришельцев и солдат и решают головоломки. Неофициальный порт этой игры на ПК был выпущен 22 сентября 2008 года украинскими разработчиками.
В 2000 году был выпущен пакет Half-Life: Platinum Collection, в котором содержались игры:
- Half-Life
- Counter-Strike
- Team Fortress Classic
- Half-Life: Opposing Force
В издание The Game of the Year, помимо самой Half-Life, также входила Team Fortress Classic.
Моды
Благодаря открытой архитектуре движка Quake, позволяющей быстро изменять игровые параметры, поклонники игры создали большое количество модификаций. В них игроку предлагается изменённое оружие, новые враги и уровни, а также отдельные игры с собственным сюжетом, связанные с Half-Life только общими игровыми ресурсами. Valve не препятствовала созданию сторонних модов и даже выпустила комплект средств разработки, включающий в себя редакторы текстур, моделей и уровней, которые были специально созданы или обновлены для работы с Half-Life.SDK для Half-Life использовался в разработке ряда многопользовательских модов, таких как Counter-Strike, Team Fortress Classic (TFC), Day of Defeat (DOD), Deathmatch Classic (DMC) и других. TFC и DMC изначально были штатными разработками Valve Software; Counter-Strike, DOD и некоторые другие, создавать которые начали независимые разработчики, получили поддержку от Valve позже. Существовал также, например, бесплатный командный многопользовательский мод под названием Underworld Bloodline, созданный для продвижения фильма «Другой мир».
Сиквелы
Продолжение Half-Life 2 было всего лишь слухом, пока игру не анонсировали на Е3 в 2003 году, что вызвало вокруг неё ажиотаж. Игрок снова берет на себя роль Гордона Фримена, на этот раз через несколько лет после инцидента в Чёрной Мезе в мрачном городе Сити 17, где он должен бороться в составе Сопротивления против пришельцев, захвативших Землю и установивших диктат. После ряда споров и задержек, Half-Life 2 была выпущена 16 ноября 2004 года.Half-Life 2: Episode One продолжает рассказ сюжета, наряду с Half-Life 2: Episode Two, который был выпущен в октябре 2007 года. На данный момент неизвестна дата выхода последнего эпизода/последней части, завершающего (-ей) сюжет Half-Life 2.
Саундтрек
Саундтрек Half-Life состоит из специально написанных Келли Бейли треков, который также много музыки написал для других серий. Он был также ответственным за звуки в игре.За кулисами
На ранних стадиях разработки игры была предложена юмористическая идея битвы едой в кафетерии, но от неё отказались.Интересные факты
- Режиссёр Квентин Тарантино (который считается фанатом Half-Life), как сообщается, рассматривает возможность киноадаптации игры, однако Valve заявили, что не имели с Квентином или одним из «его людей» никаких контактов. Valve прокомментировали это так: «Мы много беседовали с людьми в Голливуде, но в это время не взяли никаких обязательств по созданию фильма по Half-Life». Кроме того, множество сценариев Голливуда по Half-Life были отправлены в Valve, но все были возвращены, так как Valve сообщили, что все они «отстой».
- Серия Half-Life черпает вдохновение из различных адаптаций Войны миров Г. Дж. Уэллса; вортигонты, появляющиеся в серии, схожи с пришельцами с планеты Мор-Такс из сериала 1988 года.
- Название Half-Life, как и трёх его дополнений, взято из научных терминов. В переводе с английского «half-life» означает «период полураспада».
- Когда Гордон в первый раз надевает свой защитный костюм, по бокам от него находятся два пустых стенда. По словам генерального директора Gearbox Рэнди Питчфорда, костюмы с этих стендов принадлежат главным героиням Half-Life: Decay — Джине Кросс и Колетт Грин.
- Half-Life принадлежит рекорд в Книге рекордов Гиннесса (игровое издание), как самому продаваемому шутеру от первого лица всех времён (на ПК).
- В связи с цензурой, в немецкой версии Half-Life солдаты HECU были заменены роботами-пехотинцами, а их кровь заменена на нефть. Кроме того, были вырезаны кровь и другие насильственные части, и теперь охранники и учёные садились и качали головами, а не умирали.