Добро пожаловать!

Зарегистрировавшись у нас, вы сможете обсуждать, делиться и обмениваться личными сообщениями с другими членами нашего сообщества.

Зарегистрируйтесь сейчас!

Half-Life

1732035266839.png

Run. Think. Shoot. Live. — теглайн Half-Life​

Half-Life — шутер от первого лица в жанре научной фантастики, разработанный и выпущенный Valve. События игры показываются с точки зрения учёного Гордона Фримена. Разработанная для Microsoft Windows, игра работает на сильно модифицированном движке Quake, называющемся GoldSrc.

Сюжет​

Действие игры происходит в недрах горы, расположенной в американском штате Нью-Мексико. Именно там, по сюжету, находится федеральный исследовательский центр гигантских размеров, ставший местом проведения сверхсекретных исследований. Действующий персонаж игры — молодой талантливый научный сотрудник Гордон Фримен, работающий в лаборатории аномальных материалов. Обладая средним уровнем допуска, учёный не подозревает о том, какие опасности таит в себе предстоящая работа. Однажды утром Гордона направляют в тестовую камеру для проведения стандартного анализа кристалла. Последствия эксперимента, однако, оказываются катастрофическими.

Лаборатория «Лямбда» — часть «Чёрной Мезы» — проводила исследования в области телепортации. Они нашли способ открыть портал в пограничный мир, где обнаружили не только новые формы жизни, но и весьма странные кристаллы, представляющие научный интерес. Учёные посылали в Зен исследовательские отряды за этими кристаллами (позже в Зене игрок обнаруживает трупы членов отрядов, около которых лежит боевой арсенал), которые с боями отбивали их у коренных обитателей. Именно поэтому сотрудники «Чёрной Мезы», которые по штату должны носить защитные костюмы H.E.V., проходят тренировки по использованию оружия. Однажды в руки исследователей попал самый чистый и нестабильный кусок кристалла. Кристалл был передан в Лабораторию аномальных материалов, где работал Фримен, для дальнейших исследований. Но в процессе анализа вышел из строя один из суперкомпьютеров, что привело к неправильной обработке кристалла и спровоцировало его нестабильность. Но вышестоящее руководство решило не прерывать эксперимент. Позже, можно услышать, как один из учёных, стоящих рядом с этим суперкомпьютером, говорил другому: «Почему они не послушали?! Мы же пытались предупредить их…». Кристалл, как часть чужого мира, стал «мостом» между двумя мирами.

В процессе проведения эксперимента земное пространство и пространство параллельного мира начали перекрещиваться между собой, что демонстрируется игроку тем, что Фримена «швыряет» то в пограничный мир, то обратно на Землю. Сразу после катастрофы через пробитый пространственный барьер в исследовательский центр попадают существа другой цивилизации из параллельного измерения, называемого Зен (англ. Xen). Начинается паника. Пришельцы из параллельного мира ведут себя крайне враждебно по отношению к учёным из Чёрной Мезы, практически весь персонал истреблен. Резонанс кристалла спровоцировал сильный локальный толчок, который вызвал разрушения некоторых конструкций центра и вывел из строя технику и электронику лаборатории. Вышедший из-под контроля эксперимент пытаются остановить военные. Для локализации и устранения угрозы в Чёрную Мезу направляются специальные военные подразделения, которые параллельно зачищают территорию комплекса и от пришельцев, и от выживших свидетелей. Гордон, оказавшись облачённым в защитный костюм, пытается спастись и выбраться из исследовательского комплекса. Добравшись до комплекса «Лямбда», он хочет с помощью учёных попытаться разобраться в ситуации. Казалось бы, все должно было закончиться разрушением кристалла и пространственный разлом исчезнет, но нет: учёные из «Лямбды» утверждают, что что-то не дает разлому закрыться, он поддерживается каким-то сильным существом из Зена, и предлагают Фримену переместиться в Зен, где и найти этот источник, поддерживающий разлом.

Персонажи​

  • Гордон Фримен
  • G-Man
  • Нихилант
  • Илай Вэнс (Реткон)
  • Джина Кросс (Голографический ассистент)
  • Барни Калхун (Камео) (Реткон)
  • Уоллес Брин (Только упоминание)
  • Арне Магнуссон (Реткон)
  • Учёные Чёрной Мезы
  • Охранники Чёрной Мезы

Враги​

  • Пришельцы с Зена
    • Контроллер
    • Пехотинец пришельцев
    • Раб пришельцев (позже известный как Вортигонт)
    • Барнакл
    • Буллсквид
    • Гаргантюа
    • Гонарх
    • Хедкраб
    • Зомби
    • Хаундай
    • Ихтиозавр
    • Пиявка
    • Нихилант
    • Тентакл
  • Спецподразделение HECU
    • Солдаты HECU
    • Снайпер HECU
    • Техника HECU
    • Автоматическая турель
  • Чёрные оперативницы

Оружие​

  • Монтировка
  • 9-мм пистолет
  • Револьвер .357 Magnum
  • Пистолет-пулемёт
  • Дробовик
  • Арбалет
  • РПГ
  • Тау-пушка
  • Глюонная пушка
  • Рукоулей
  • Граната
  • Радиоуправляемая мина
  • Лазерная мина
  • Снарк

Разработка​

Half-Life была первым продуктом Valve Software, базирующейся в Керкланде, Вашингтон, компании, основанной в 1996 году бывшими сотрудниками Microsoft Майком Харрингтоном и Гейбом Ньюэллом. Они остановились на концепции хоррор-ориентированного 3D-экшна и лицензировали движок Quake от id Software. Впоследствии Valve серьёзно модифицировали движок, в частности, добавив скелетную анимацию и поддержку Direct3D; позже было заявлено, что 70% кода движка было переписано. Поначалу у Valve были сложности с нахождением издателя, многие считали их проект «чересчур амбициозным» для студии, основанной новичками в игровой индустрии. Однако, Sierra On-Line заинтересовало создание 3D-экшна, в особенности, сделанного на движке Quake, поэтому они подписали сделку на одну игру.

Первоначальное кодовое название Half-LifeQuiver, оно взято у военной базы проекта «Стрела» из повести Стивена Кинга «Туман», послужившей источником вдохновения для игры на ранних этапах. Также предлагались другие названия игры, среди которых были Triphammer и Belly of the Beast. Названием Belly of the Beast был озаглавлен диздок, датируемый январём 1997 года. Кроме того, популярными среди разработчиков были названия — Dirt, Lead, Screwed и другие. Гейб Ньюэлл в интервью объяснил, что название Half-Life было выбрано, потому что оно отражало тематику, не было клишированным и имело соответствующий визуальный символ: греческую букву «лямбда», обозначающую постоянную распада в уравнении периода полураспада.

Первый публичный показ Half-Life состоялся в начале 1997, на Electronic Entertainment Expo; разработчики продемонстрировали систему анимации и искусственный интеллект. Valve Software наняла писателя научной фантастики Марка Лэйдлоу в августе 1997 года для работы над персонажами игры, её сюжетом и дизайном уровней. Half-Life по изначальным планам должна была выйти в 1997 году, чтобы конкурировать с Quake II, но срок выхода был отложен, когда Valve решила, что игра нуждается в значительной переработке.

В статье «Making of...» (номер 105) 2001 года в журнале Edge Ньюэлл рассказал про сложности с дизайном уровней, которые команда испытывала поначалу. В отчаянии был собран один уровень, который содержал каждое оружие, противников, заскриптованные сцены и особенности дизайна, которые только придумали на тот момент разработчики. Этот уровень вдохновил создателей продолжить работу. В результате студия полностью переработала искусственный интеллект и уровни за год до релиза. На выставке E3 1998 она получила награды от критиков как «Лучшая игра на ПК» и «Лучший экшн». В 1998 году дата выхода откладывалась несколько раз, пока наконец игра не вышла в ноябре.

17 ноября 2023 года, к 25-летию выхода Half-Life, Valve выпустила крупное обновление для игры. Помимо множественных исправлений, в игру были добавлены четыре новые карты для мультиплеера, два игровых персонажа из альфа-версии (Айван и ранний охранник), а также три карты, две игровых модели и спрайты для граффити из сборника Half-Life: Further Data. В этот же день на официальном канале Valve был выпущен документальный фильм о разработке Half-Life.

Отзывы​

Когда в 1997 года на Electronic Entertainment Expo игра была впервые показана широкой публике, она приобрела широкую известность.

На релизе критики хвалили общую подачу сюжета и множество заскриптованных сцен. Игра получила более 50 наград «Игра года». Геймплей игры оказал влияние на шутеры от первого лица на годы спустя. Игра стала считаться одной из величайших в истории. По состоянию на 16 ноября 2004 года было продано восемь миллионов копий игры, а к декабрю 2008 году было продано уже 9,3 миллиона копий. На 14 июля 2006 года франшиза Half-Life продалась более 20 миллионами единиц. Согласно GameSpy, Half-Life — игра, в которую поиграло наибольшее количество игроков онлайн на ПК, исключая MMORPGs, на сентябрь 2008 года, даже больше, чем Half-Life 2. В честь десятилетия игры 19 ноября 2008 года Valve снизила цену Half-Life с $9.99 USD до $0.98 на три дня.

Half-Life получила хорошие оценки от большинства критиков, что подтверждает совокупный балл 96 из 100 на агрегаторе отзывов Metacritic. Джефф Грин в Computer Gaming World писал, что игра «не просто одна из лучших игр года. Это одна из лучших игр за все годы, классика, в тысячу раз лучшая любого непосредственного конкурента, а также — говоря об одиночном режиме — лучший шутер со времён Doom». IGN описал её как «демонстрация мастерства в игровом дизайне, определяющая однопользовательская игра среди шутеров от первого лица». IGN также включил Half-Life в десятку игр, оказавших наибольшее влияние на развитие видеоигр. GameSpot утверждал после выхода игры, что она была ближе всех к совершению революционного прорыва в жанре, чем какие-либо другие до неё, а в 2007 году Half-Life была включена в список величайших игр всех времён по версии GameSpot. В 2004 году GameSpy провёл опрос читателей сайта для определения величайшей игры всех времён; Half-Life уверенно победила и здесь, обойдя в финале Super Mario Bros. 3.

Захватывающее погружение в игру и интерактивное окружение были названы несколькими рецензентами революционными. Allgame писал: «Не каждый день вы столкнётесь с игрой, которая совершает революцию в жанре, а Half-Life делает именно это». Hot Games, комментируя реализм и игровое окружение, писал: «всё это поднимает игровые впечатления на совершенно захватывающий уровень, остальные игры теперь выглядят по сравнению с ней довольно низкокачественными». В обзоре на сайте Absolute Games рецензент заключил, что Half-Life стал представителем следующего этапа развития 3D-шутеров, а после его выхода разрабатывать бессюжетные шутеры станет «некрасиво и невыгодно».

Кроме многочисленных похвал, некоторые стороны игры получили негативные отзывы отдельных критиков. Особенно это касается заключительной части игры с отправкой игрока в Зен: например, в рецензии на Just RPG пишется, что это «похоже просто на попытку затянуть игру ещё примерно на час и излишне отдаляет сюжет от реальности». Нелюбовь некоторых игроков и критиков к Зену можно объяснить тем, что резкая смена обстановки лишает игрока части предыдущего опыта решения головоломок, заставляет под конец игры изучать новые приёмы (например, длинные прыжки с использованием специального модуля).

Мультиплеер​

Игра вышла с бесплатным для всех режимом deathmatch. То же самое произошло и с Opposing Force и её режимом Capture The Flag. Мультиплеер тепло приняли фанаты, и для него было разработано множество сторонних карт и модификаций. В отличие от кампании, мультиплеер обладал более высоким темпом.

Портирования​

Версия для Dreamcast​

Для работы над портом для Sega Dreamcast Valve и Sierra наняли Gearbox Software. На ECTS в 2000 году игра была показана для широкой публики во вполне играбельном варианте, разработчики Рэнди Питчфорд и Брайан Мартел появились на выставке для раздачи интервью и представления игры. Тем не менее, игра не была выпущена. Через год Sierra On-Line покажет порт для PlayStation 2 на Е3 2001.

Несмотря на то что официально данный порт не выходил, Dreamcast-версия всё же просочилась в Интернет; она поставлялась вместе с полными версиями Half-Life и Blue Shift, обе с ранней версией High Definition Pack (HD-пакет, вышедший позже и улучшающий графику игр серии HL). Порт представлял собой довольно недоработанный продукт c невысокой частотой кадров (FPS) и длинными частыми загрузками (около двадцати секунд каждая). Самое серьёзное — проблемы с сохранениями (по недосмотру разработчиков игра корректно сохраняется только на оригинальных картах памяти — с экраном (VMU), на прочих же чаще всего выводилась надпись «игра не записана»). Также игра при долгом прохождении иногда зависает с ошибкой.

Консоль поддерживала периферийные устройства: мышь и клавиатуру. Но если игроком использовался геймпад, игра включала авто-прицеливание: если враг оказывался рядом с прицелом игрока, прицел автоматически наводился и следил за врагом, облегчая стрельбу. Игра не имела сетевого режима и ограничения насилия (игроки не могли выключить кровавые ошмётки). Также имелась интересная возможность использовать пароли; из трёх слов пользователь должен был составлять различные фразы, например, «Отис Любит Dreamcast» (Otis Loves Dreamcast) — режим неуязвимости, «Страх и Гравитация» (Fear and Gravity) — перейти в Зен, или «Барни Идёт на Работу» (Barney Goes To Work) — пропустить вступление в Blue Shift и начать игру.

Версия для PlayStation 2​

В 2001 году Half-Life была портирована на PlayStation 2 усилиями студии Gearbox Software. Эта версия игры имела значительно улучшенные модели персонажей и оружия, дополненные и расширенные уровни. Также версия для PS2 имела возможность игры вдвоём и позже получила кооперативное дополнение, называемое Half-Life: Decay, которое позволяло игрокам играть за двух женщин-учёных, доктора Кросс и доктора Грин.

Версия для Macintosh​

Хотя игра была более или менее готова к портированию на Macintosh, портирование было пересмотрено из-за несовместимости с многопользовательским режимом PC-версии. Также возможно, что гибели проекта способствовала озабоченность нагрузкой, связанной с предоставлением технической поддержки более чем на одной платформе одновременно.

Source​

Для удобства создания модов Valve перенесла Half-Life (новое название Half-Life: Source) и Counter-Strike на свой новый движок Source. Half-Life: Source является непосредственным портом игры на новый движок без нового контента, High Definition Pack и серьёзных изменений. Однако, для создания более реалистичной воды были внедрены отражение и преломление света, созданные с использованием шейдеров, а также был использован реалистичный физический движок Half-Life 2. Также был использован ряд других функций из Half-Life 2: динамическое освещение, увеличенная дальность прорисовки, динамические тени. Также в игре используются рендеринг и полигональный 3D-скайбокс вместо 16-битного растрового неба. Также был переработан арбалет, который теперь при достаточной близости к противнику прошивает врага насквозь (и стрела застревает в стене), и Colt Python, который увеличили до размеров версии из сетевой игры.

Half-Life: Source доступен в специальных изданиях Half-Life 2 и в Steam. Однако, этот порт критикуется за то, что он не показывает полностью качества движка Source из Half-Life 2: это, главным образом, следствие того, что были использованы текстуры и модели из оригинальной игры, а не созданы новые. В связи с этим 14 сентября 2012 года силами фанатов был выпущен ремейк Half-Life под названием Black Mesa.

10 июня 2005 года Valve через новый сервис Steam объявила о перенесении на движок Source многопользовательского режима оригинальной игры. Порт, получивший название Half-Life Deathmatch: Source, был выпущен 1 мая 2006 года.

Мобильная версия​

В 2015 году Half-Life была неофициально портирована на Android усилиями команды SDLash3D (ныне известна как Flying With Gauss), для чего был использован совместимый с GoldSrc движок Xash3D. Управление в этом порте адаптировано для сенсорных экранов, присутствует совместимость с некоторыми дополнениями и модификациями, в частности, с Half-Life: Blue Shift и Counter-Strike.

Дополнения​

Gearbox Software были разработаны и выпущены два дополнения для ПК-версии Half-Life: Half-Life: Opposing Force (1999) и Half-Life: Blue Shift (2001). Opposing Force возвращает игрока в Чёрную Мезу, но на этот раз в роли американского морпеха Адриана Шепарда, посланного в комплекс для скрытия инцидента. Игра предоставляет несколько новых видов оружия (например, пулемёт M249 SAW и барнакл), дружественных и враждебных NPC (охранник Отис, пришельцы Расы X) и локаций Чёрной Мезы. Дополнение короче оригинала, имея двенадцать глав против девятнадцати у оригинала.

Blue Shift даёт возможность поиграть уже за охранника Чёрной Мезы Барни Калхуна. Изначально разрабатывавшаяся как бонусная миссия для отменённой Dreamcast-версии, позже Blue Shift была выпущена в качестве самостоятельной игры вместе с High Definition Pack, обновившим внешний вид как самой Blue Shift, так и Half-Life и Opposing Force. В частности, было увеличено количество полигонов моделей и качество текстур, а также были внесены изменения в звуки игры, особенно оружия. Blue Shift привнесла в серию сравнительно мало контента по сравнению с Opposing Force: помимо нескольких новых моделей (в частности, доктора Розенберга) и локаций, всё содержимое было взято из оригинальной Half-Life.

Half-Life: Decay, также разработанная Gearbox и вышедшая как эксклюзивное дополнение к версии для PlayStation 2, предполагает совместную игру двух игроков, которые вместе сражаются против враждебных пришельцев и солдат и решают головоломки. Неофициальный порт этой игры на ПК был выпущен 22 сентября 2008 года украинскими разработчиками.

В 2000 году был выпущен пакет Half-Life: Platinum Collection, в котором содержались игры:
  • Half-Life
  • Counter-Strike
  • Team Fortress Classic
  • Half-Life: Opposing Force
В 2002 году пакет был переиздан с добавлением в него Half-Life: Blue Shift. Сегодня этот пакет известен в Steam как Half-Life 1 Anthology без Counter-Strike.

В издание The Game of the Year, помимо самой Half-Life, также входила Team Fortress Classic.

Моды​

Благодаря открытой архитектуре движка Quake, позволяющей быстро изменять игровые параметры, поклонники игры создали большое количество модификаций. В них игроку предлагается изменённое оружие, новые враги и уровни, а также отдельные игры с собственным сюжетом, связанные с Half-Life только общими игровыми ресурсами. Valve не препятствовала созданию сторонних модов и даже выпустила комплект средств разработки, включающий в себя редакторы текстур, моделей и уровней, которые были специально созданы или обновлены для работы с Half-Life.

SDK для Half-Life использовался в разработке ряда многопользовательских модов, таких как Counter-Strike, Team Fortress Classic (TFC), Day of Defeat (DOD), Deathmatch Classic (DMC) и других. TFC и DMC изначально были штатными разработками Valve Software; Counter-Strike, DOD и некоторые другие, создавать которые начали независимые разработчики, получили поддержку от Valve позже. Существовал также, например, бесплатный командный многопользовательский мод под названием Underworld Bloodline, созданный для продвижения фильма «Другой мир».

Сиквелы​

Продолжение Half-Life 2 было всего лишь слухом, пока игру не анонсировали на Е3 в 2003 году, что вызвало вокруг неё ажиотаж. Игрок снова берет на себя роль Гордона Фримена, на этот раз через несколько лет после инцидента в Чёрной Мезе в мрачном городе Сити 17, где он должен бороться в составе Сопротивления против пришельцев, захвативших Землю и установивших диктат. После ряда споров и задержек, Half-Life 2 была выпущена 16 ноября 2004 года.

Half-Life 2: Episode One продолжает рассказ сюжета, наряду с Half-Life 2: Episode Two, который был выпущен в октябре 2007 года. На данный момент неизвестна дата выхода последнего эпизода/последней части, завершающего (-ей) сюжет Half-Life 2.

Саундтрек​

Саундтрек Half-Life состоит из специально написанных Келли Бейли треков, который также много музыки написал для других серий. Он был также ответственным за звуки в игре.

За кулисами​

На ранних стадиях разработки игры была предложена юмористическая идея битвы едой в кафетерии, но от неё отказались.

Интересные факты​

  • Режиссёр Квентин Тарантино (который считается фанатом Half-Life), как сообщается, рассматривает возможность киноадаптации игры, однако Valve заявили, что не имели с Квентином или одним из «его людей» никаких контактов. Valve прокомментировали это так: «Мы много беседовали с людьми в Голливуде, но в это время не взяли никаких обязательств по созданию фильма по Half-Life». Кроме того, множество сценариев Голливуда по Half-Life были отправлены в Valve, но все были возвращены, так как Valve сообщили, что все они «отстой».
  • Серия Half-Life черпает вдохновение из различных адаптаций Войны миров Г. Дж. Уэллса; вортигонты, появляющиеся в серии, схожи с пришельцами с планеты Мор-Такс из сериала 1988 года.
  • Название Half-Life, как и трёх его дополнений, взято из научных терминов. В переводе с английского «half-life» означает «период полураспада».
  • Когда Гордон в первый раз надевает свой защитный костюм, по бокам от него находятся два пустых стенда. По словам генерального директора Gearbox Рэнди Питчфорда, костюмы с этих стендов принадлежат главным героиням Half-Life: Decay — Джине Кросс и Колетт Грин.
  • Half-Life принадлежит рекорд в Книге рекордов Гиннесса (игровое издание), как самому продаваемому шутеру от первого лица всех времён (на ПК).
  • В связи с цензурой, в немецкой версии Half-Life солдаты HECU были заменены роботами-пехотинцами, а их кровь заменена на нефть. Кроме того, были вырезаны кровь и другие насильственные части, и теперь охранники и учёные садились и качали головами, а не умирали.
 
Назад
Сверху Снизу